Практически у каждого педагога найдется большое количество примеров того, как нелегко бывает порой добиться взаимопонимания с родителями: одни считают, что школа сама должна воспитывать, другие беспомощно жалуются, что ребенок их не слушается, третьи просто избегают встреч с учителем.
          Почему же возникают трудности во взаимодействии школы, сада и семьи? Чтобы ответить на этот вопрос важно знать, что чувствует родитель, который пришел в школу или сад поговорить о своем ребенке.
          Для родителей обсуждение трудностей ребенка – непростая ситуация, в которой они испытывают разные эмоциональные переживания. С одной стороны они очень тревожатся о ребенке, вдруг с ним что-то не так, с другой – стыдятся, что делают для ребенка недостаточно. Достаточно часто на эти переживания накладывается и страх осуждения со стороны педагога. Как же справиться с этим потоком эмоций? Все справляются по-разному: кто-то отрицает проблему («Дома он не такой»), кто-то просто не обращает внимания на проблемы ребенка, другие начинают обвинять школу, педагога. При этом необходимо помнить, что негативное эмоциональное состояние родителя может быть не связано с тем учителем или воспитателем, с которым происходит общение данный момент. Тревога родителей может быть вызвана как детскими воспоминаниями, так и прошлым опытом, когда, вероятно, какой-то учитель не совсем корректно отозвался о ребенке.
          Таким образом, родители, общаясь с учителем или воспитателем, испытывают различные негативные переживания, причем у кого-то они будут едва заметными, а у кого-то – достаточно сильными. И успешность общения педагога с родителями во многом зависит от того, удастся ли ему построить взаимодействие с учетом состояния родителя.
          Бесспорно, большое значение имеют личностные особенности родителей, их изначальное отношение к школе. Однако немаловажную роль в этом играет и поведение самого учителя. Очень часто готовность родителя прислушиваться к словам педагога связана не только с тем, что говорит учитель, но и с тем, как он это говорит.
          Итак, на что важно обращать внимание педагога при обсуждении трудностей ребенка?
          Во-первых, необходимо предварительно планировать содержание беседы с родителем. Поставить для себя цель, понять «что я хочу от родителей». Если педагог собирается вылить свое раздражение на ребенка или наказать его руками мамы и папы, то не стоит вызывать родителей, потому что такие цели указывают на профессиональную беспомощность учителя и приведут к нарушению взаимопонимания школы и семьи.
        Важно помнить, что начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения, а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны.
        Финал разговора следует подготовить наиболее тщательно, так как последняя информация запоминается лучше всего. Родители хотят получить от педагога конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации. Общие слова и размытые фразы ни к чему не приведут. Для того чтобы родитель начал себя вести по-другому, нужно обсудить конкретные ситуации и поведенческие модели.
       После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете использовать?» – помогут родителю сконцентрировать на главном.

        Во время разговора родителю важно получить поддержку со стороны педагога, поэтому учителю нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства, выражать сочувствие. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.
       Для того чтобы расположить к себе родителя полезно отмечать те усилия, которые тот прилагает для воспитания ребенка.
      Также важно упоминать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на положительный опыт детско-родительских отношений, например, можно сказать: «Ваш авторитет для ребенка очень велик», «У вас с ребенком прекрасный контакт, он вам очень доверяет».
       В разговоре очень важно подчеркнуть, что у педагога и родителя общие цели и ценности, касающиеся ребенка, дать понять, что учитель заботится о благополучии ребенка, при этом не стоит употреблять выражение «Ваш ребенок», т. е. противопоставлять себя и родителей.
В беседе с родителем необходимо обратить внимание, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Родителю легче пережить проблемную ситуацию и понять, что проблема разрешима, когда он слышит, что данная проблема возникает у многих детей этого возраста.
        Когда важно привлечь родителя к решению каких-то воспитательных задач, желательно поставить его в позицию эксперта («Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».)
        Конечно, использование этих приемов не всегда помогает найти подход к любому родителю. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, его психологические трудности – всё это может стать серьезным препятствием на пути установления сотруднического взаимодействия. Тем не менее, если педагог действует осмысленно, ему удается построить доверительные отношения с родителем и объединить усилия по воспитательной работе. Ведь цель у педагогов и родителей действительно одна.


Литература
Чибисова М. Чего они хотят? Общение с родителями.//Классное руководство и воспитание школьников. - 2014г. - №1



Информацию подготовила педагог-психолог Мюгянен Т.И.